Роль подарка в объектных отношениях

IGS 00056215 001

Роль подарка в объектных отношениях

Автор статьи: Сабра Л.А.

На протяжении всей истории цивилизации процесс дарения является неотъемлемой частью культуры и традиционным способом установления отношений и связей между людьми. Но каждая культура несет свои индивидуальные особенности, поэтому этикет дарения и представления о том, каким должен быть хороший подарок,  у разных народов существенно отличается.

В России, например, подарки обычно дарят в упакованном виде и не раскрывают на публике, сохраняя интимность процесса дарения. Как правило, просмотр подарков начинается уже после окончания торжественного мероприятия. И в этом есть свой определенный смысл, поскольку в русской культуре приоритет ценностей основывается на эмоционально-чувственной, а не на материальной ценности подарка: “Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь”. А в американской культуре наоборот, подарки принято дарить без упаковки, чтобы все могли видеть, кто что подарил. Таким образом, появляется почва для конкуренции между дарителями за право продемонстрировать, чей подарок оказался более ценным. И в этом случае на передний план выставляется персона дарителя, чтобы получить определенные бонусы от оценки своего подарка, что подчеркнет его статус и возможности. С момента перехода на рыночную экономику и привнесения западных ценностей на территорию России эти традиции постепенно стали входить и в российскую культуру.

Феномен подарка выступает как непростой объект социокультурно-ценностного измерения. И с точки зрения психологии взаимоотношений, до сих пор остается большой пласт неизученного материала, связанного с этой темой.

Исследованием процессов дарения занимались такие ученые, как: Л.Адам, П.Бурде, М.Мосс. Среди отечественных ученых: Б.Малиновский, Ю.И.Семенов, В.В.Иванов, А.Я Гуревич.

На протяжении многих тысячелетий человечество накапливало опыт обмена дарами. И, как свидетельствуют специалисты, суть этого обмена состоит в создании и поддержании социальных связей между индивидами и различными этносоциальными общностями [ 5 ]. Ю.И. Семенов, рассматривая детали такого обмена, пишет о том, что эти связи устанавливаются, «как правило, не по взаимному предварительному соглашению сторон, а по инициативе одной из них, которая предлагает другой стороне дар. Принятие дара означает установление связи. Если, приняв дар, человек получал друга, союзника, то, отказавшись принять его, он наживал врага. Ценность дара заключалась не в самой вещи, а в связи, которая устанавливалась в результате дарения между давателем и получателем. Связь эта носила двусторонний характер. Принятие дара накладывало на человека обязательство ответного дара. Отдар должен был быть примерно равноценен дару. Отдар не должен был следовать немедленно за даром, ибо это могло быть расценено как стремление как можно быстрее оборвать связь. Социальная связь, возникшая в результате дара, сохранялась и поддерживалась, пока она функционировала как своеобразный канал, по которому шло встречное движение даров, причем примерно в равном количестве» [5, С. 123–124].

Всё сказанное выше имеет отношение только к архаическим обществам, для которых характерна «экономика и мораль дара». Этот термин ввел М. Мосс. Социологическая школа М. Мосса считается наиболее выдающейся, поскольку он один из первых проанализировал подарок как не только экономическое явление, но и как способ установления социальных взаимоотношений во всех сферах нашей жизни. М.Мосс собрал огромный материал и показал специфику обмена в разных обществах, где отсутствуют или находятся в неразвитом состоянии товарно-денежные отношения. [ 2 ] Для обозначения этой системы обмена Мосс использовал индейский термин – потлач.

Нужно принимать во внимание, что в рамках развёртывающихся социокультурных процессов индивид, которому адресован подарок, может выступать как в объектных, так и в субъектных ролях. Объектность и субъектность в данном варианте ассоциирована с доминированием в действиях индивида. Очевидно, что субъективность здесь, скорее, продемонстрирует даритель. Однако ситуация дарения может развиваться и так, что субъектную роль возьмёт на себя одариваемый. Поэтому не стоит чисто механически отождествлять дарителя с субъектом, а одариваемого – с объектом процесса дарения. Что же касается возможностей выбора индивида относительно участия или не участия в акте дарения, то она всегда существенным образом лимитирована широким кругом социокультурных обстоятельств.

Т. Гоббс пишет: «Когда мы говорим свободный дар, то понимаем под этим не свободу подарка, а свободу дарящего, не принужденного к этому дарению каким-либо законом или договором» [2, c. 102].

В связи с этим стоит отметить, что не всегда получение подарка несёт одариваемому только нечто положительное. Объективно отрицательный эффект для адресата подарка также имеется. Более того, на практике отрицательный эффект сливается с положительным, следствием чего выступает возникновение целостного двойственного эффекта. Ж. Бодрийяр считает, что «Одаривание и фрустрация  представляют собой две неотделимых одна от другой стороны социальной интеграции» [1, С. 192], которая имеет беспрецедентные ранее масштабы и от которой в наступившую эпоху экспансии идеологии «общества потребления» невозможно скрыться. В наши дни, когда ценности потребления интенсивно проникают в системы социокультурных ценностей подавляющего большинства этносоциальных общностей, неотрывные друг от друга процессы одаривания и вызывающего фрустрацию подавления индивидов становятся атрибутом их существования. Люди, вписанные в реальные социокультурные процессы, формирующие и актуализующие своё мироотношение под влиянием рекламы и PR-технологий, при получении подарка неминуемо обретают что-то промежуточное между обладанием ценностью и лишением её.

Согласно Ж.Бодрийяру, причины подобного явления заключаются в том, что санкционированное обществом воздействие на сознание людей рекламного образа обманчиво по своей сути: «В рекламном образе, – как утверждает этот автор, – желание освобождается ровно настолько, чтобы сработали рефлексы страха и вины, связанные с появлением желания» [1, С. 192].

И всё же главный социально-психологический фактор подарка заключается в установлении статусно-ролевых взаимоотношений  между дарителем и получателем, но также может являться и инструментом манипуляции, поскольку  подарок совмещает в себе и душевный, и материальный вклад дарителя, что подчеркивает  определенную ценность подарка и передает зашифрованное невербальное послание.

Какие же послания несет в себе подарок:

1) Самопрезентация. С помощью подарков дарящий передает информацию о себе и своем статусе.

2) Установление связей – деловых и любовных – и подчеркивание характера предлагаемых связей.

3) Подарок  также выполняет роль посредника в актах примирения. Тот, кто провинился и желает получить прощение, дарит подарок, чтобы загладить свою вину и вызвать благосклонность.

4) С помощью подарка можно заранее задобрить того, кто может напасть и проявить агрессию (сублимация форм жертвоприношений). “У древних римлян  была традиция, к которой прибегали в случае крайней опасности, – традиция “священной весны”. Эта традиция заключалась в том, что, в случае, если боги отклонят нависшую над государством или общиной угрозу, обещали приносить в жертву всё живое, что родится ближайшей весной, в том числе и собственных детей. Позднее человеческие жертвоприношения заменили тем, что детей, родившихся в роковую весну, изгоняли из государства по достижению ими совершеннолетия” [3, С.146]

5) Подарок может нести в себе и функцию контроля и власти. Поскольку особо ценные подарки могут поставить человека в определенную зависимость от дарителя. И, решив принять дорогой и ценный подарок, в некоторых ситуациях  человек становится заложником  дарителя. Как раз система взяток построена на этом принципе. Можно сделать маленький презент за маленькую услугу. А можно сделать дорогой подарок, провоцируя коррупционную сделку.

И, таким образом мы приходим к выводу, что в современном мире роль подарков играет важную роль в формировании объектных отношений между людьми. И то, какие эмоциональные и материальные инвестиции вкладывает человек в подарки, предназначенные  значимым людям, какую ожидает реакцию на свой подарок, и какие эмоции испытывает, когда сам дарит и когда получает подарки от других людей – всё это явилось темой нашего исследования. Нам также важно было исследовать и то, насколько часто ожидания подарка от значимых людей оправдываются. Таким образом, проведя анализ тестирования, мы сможем определить, насколько гармонично человек формирует свои взаимоотношения с людьми и где находятся зоны разрыва эмоциональных связей, и определить, каким образом эти зоны разрыва влияют на дальнейшее формирования объектных отношений в социальной среде.

Нами был разработан тест: “Представление себя и других в качестве “Подарка”. Тест состоит из двух частей. Одна часть посвящена теме “семья”, а другая часть теме “работа”. В тесте существует общая часть, состоящая из вопросов и шкал ( от -5, до +5), по которым нужно оценить в себе и в других те или иные качества. Эта часть теста относится одновременно и к теме “семья”, и к теме “работа”. А в проективной части теста  испытуемым предлагается представить себя и других значимых людей в качестве подарка. Для темы “семья” – это мама, папа, партнер, дети,  друзья, соседи. Для темы “работа” – это организация, руководитель,  партнеры и коллеги по работе, подчиненные и клиенты.

В нашем предварительном исследовании приняло участие более ста человек. В тестировании также приняли участие несколько семей. И на основании  полученных данных уже можно сделать предварительные выводы, что в большинстве случаев, где по шкалам высокий уровень доверия и любви, в качестве подарков представляют себя и других значимых людей, или животных: кошек, собак, лошадей и т.д, или мягкие игрушки  или теплые вещи : шаль, свитер, плед, носки и т. д..

Там, где результат показал высокий уровень ценности индивида и уважения к нему, в качестве подарков представляют одухотворенные и ценные предметы – книги, картины, дорогие украшения, шкатулки, драгоценные камни и т. д..

В более практичных и эмоционально не нагруженных  отношениях представляют, в основном, практичные предметы – лопаты, печатные машинки, счет в банке, настольные игры, сковородки, вазы, автомобили и т.д.

Также тест показал, что многим трудно проходить тестирование в проективной его части, особенно тем, у кого сложились сложные эмоциональные отношения с родителями, и когда в тестировании доходят до того момента, где нужно представить себя и других значимых людей в качестве подарка, то часто образы, которые приходят людям в голову, вызывают гнев и сопротивление продолжать тестирование, поскольку они рушат те рациональные представления о взаимоотношениях со значимыми людьми, которые люди сами себе создали в качестве психологической защиты от разного рода психических травм.

В тех вариантах, когда тестируемые прошли одновременно и тест “семья”, и тест”работа” , мы наблюдали тенденцию повторения развития сценариев  и в семье, и на работе: в отношении требовательности к себе и к другим, в отношении ценности и уважения себя и других, в отношении оправданных и неоправданных ожиданий по отношению к себе и к другим.

В плане формирования взаимоотношений с руководством прослеживается сценарий детско-родительских отношений. Также и в отношении коллектива, и с партнерами,  и с друзьями, и с детьми – сценарий взаимоотношений повторяется. В целом,  данный тест дает представление о том, что человек вкладывает и чего ожидает от отношений с разными людьми  и что, в результате, имеет по факту.

Этот тест можно применять и в семейной психотерапии, чтобы выявлять зоны внутренних конфликтов, провоцирующих внешнее  напряжение, которые были не озвучены клиентом, поскольку причины внутренних конфликтов могут быть вытеснены и неосознанны, но они проявляют себя в процессе тестирования.

Также этот тест можно использовать и в организационной психологии: при приеме на работу, при формировании рабочих команд, а также при исследовании сложных взаимоотношениях внутри рабочих коллективов и т. д.

Окончательные выводы относительно данного тестирования пока делать рано. Планируется  ещё провести исследования среди людей разных ценностных ориентиров – например, среди партийных организаций, имеющих различные идеологические и ценностные ориентиры, чтобы проследить взаимосвязь между ценностными приоритетами и удовлетворенными и неудовлетворенными внутренними потребностями: в отношении эмоциональных связей, самооценки, требований к окружающим и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *