Бессознательный конфликт на уровне эмоционального и искусственного интеллекта

77771509208101 448517db3f1455aaa007b34b03d640c2

Бессознательный конфликт на уровне эмоционального и искусственного интеллекта

Автор: Сабра Л.А.

Анотация: В данной статье исследуется роль эмоционального и искусственного интеллекта, значение эмоций в жизни человека, рассматривается такое распространенное явление, как алекситимия, выдвигается гипотеза, относительно бессознательной потребности в «идеальной матери», в роли искусственного интеллекта.

Abstract: This article examines the role of emotional and artificial intelligence, the importance of emotions in human life, examines such a common phenomenon as alexithymia, puts forward a hypothesis regarding the unconscious need for an “ideal mother” in the role of artificial intelligence.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, алекситимия, искусственный интеллект, бессознательное, идеальная мать.

Keywords: emotional intelligence, alexithymia, artificial intelligence, unconscious need, ideal mother.

В исследовании темы искусственного интеллекта, важно понять, какую инстинктивную потребность удовлетворяет человек, развивая искусственный интеллект. Осознание роли искусственного интеллекта в жизни современного человека, позволит более ответственно подойти к взаимодействию с этим явлением.

В своё время, человек, движимый удовлетворением инстинктивной потребности в еде и тепле, научился высекать огонь из камня.

Огонь согревал людей, на нём готовили пищу, он давал освещение в темное время суток, и до определённого времени, без огня невозможно было представить жизнь человека, но в процессе технического прогресса было изобретено электричество, которое смогло во многом заменить огонь, на электроплиты, батареи, и искусственное освещение.

Потребность в пище и в тепле – это инстинктивная базовая потребность человека, которая удовлетворяется в самую первую очередь, поскольку заложена в инстинкте самосохранения.

На уровне раннего психического развития, эту потребность удовлетворяет мать ребёнка. Она является для младенца, как источником пищи, так и источником тепла, в тот момент, когда кормит и согревает его теплом своего тела, и в этот момент смотрит на своё дитя тёплым и любящим взглядом, создавая у младенца ощущение безусловной любви и надежного холдинга.

Психоанализ уделяет большое значение периоду диадных отношений матери и ребёнка, поскольку именно на ранних стадиях психо-сексуального развития, формируется ощущение удовлетворенных или неудовлетворенных базовых потребностей, относительно чувства эмоционального насыщения от контакта с матерью или ощущение внутренней пустоты и эмоционального голода, толкающего на вечный поиск источников для заполнения внутренней пустоты и утоления эмоционального голода.

«Эмоции — это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения» [1].

Эмоции тесно связаны с человеческими потребностями, и они же являются их сигналами. Положительные эмоции всегда сочетаются с удовлетворением потребностей. Человек, нуждающийся в положительных эмоциях, ищет их, а сами эмоции замещают потребность и становятся стимулом к деятельности. Эмоции являются внутренними регуляторами деятельности, но эта регуляция опосредованная, через мотивы, о которых другие могут не знать. Важнейшей особенностью эмоций, таким образом, является их тесная связь с бессознательным (в отличие от познавательных процессов, протекающих преимущественно под контролем сознания). Эмоции играют огромную роль в жизни человека, и их нельзя недооценивать. Многие специалисты отмечали, что общество, делающее упор на воспитание ума, совершает большую ошибку. Потому что люди более человечны в том, что они чувствуют, чем в том, как они думают. Однако эмоциональная энергия должна быть направлена на благо человека для получения радости и удовлетворения от жизни [1].

Раскрывая тему социальных проблем в эмоциях человека и эмоциональной культуре, анализируя соотношение знания и опыта, разума и эмоций, Спасибенко С. Г. отмечает: «Индивидуальное сознание человека составляет противоречивое единство. Разумно усвоенных знаний, принципов и идеалов недостаточно. Они должны быть пережиты внутренне и закреплены в эмоциональном восприятии, чтобы стать своими. Эмоции охватывают все стороны психики, составляют основу познавательной деятельности человека, выражают полноту существования человека. Без человеческих эмоций нельзя искать истину» [15].

Согласно деятельностному подходу и семантической теории мышления, в основе деятельности лежит функциональная система целостных познавательных процессов, благодаря которым эмоции человека «умнеют», а интеллектуальные процессы становятся эмоционально-образными, более смысловыми [3].

Нарушения на уровне эмоциональной сферы приводят к такому психическому расстройству, как алекситимия, которое становится всё более распространённым в современном мире.

Многие специалисты полагают, что психологическая характеристика алекситимичной личности базируется на ряде определенных признаков. Сам термин «алекситимия» был описан П. Сифнеосом (P. Sifneos) в 70-х гг. прошлого века. Итак, к признакам алекситимичной личности относят:

Таблица 1. Признаки алекситимичной личности по П. Сифнеосу (Sifneos, 1973; см. также: Потапова и др., 2016: 66). [12].

Существует гипотеза, где алекситимия представлена как результат нарушения межполушарных взаимодействий, что требует множество исследований в нейрофизиологической сфере. Многие специалисты также считают, что алекситимия является «необратимой конституциональной характеристикой» [9].

Согласно последним данным, люди с алекситимией сочетают в себе не только личностные проявления, но эмоциональные и когнитивные в том числе. Отличие является лишь слабая дифференцированность. Они обнаруживают неспособность к распознаванию и точному описанию собственного эмоционального состояния, а тем более, эмоционального состояния других людей. «Для когнитивой сферы индивидов с выраженной алекситимией характерно недостаточно сформированное воображение, преобладание наглядно-действенного мышления над абстрактно-логическим, слабость функции символизации и категоризации в мышлении. Личностный профиль этих пациентов характеризуется некоторой примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно, – недостаточностью функции рефлексии. Совокупность перечисленных качеств приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях» [9].

Среди молодого поколения, кто большую часть времени проводит за компьютером, особенно среди программистов, наиболее часто встречается алекситимия, на что указывает ряд затруднений: трудности с пониманием себя, своих чувств и эмоций и в отношении окружающих наблюдается нарушение эмоционального восприятия, и отсутствие эмпатии. В последствии можно наблюдать полную или частичную неразвитость эмоциональной рефлексии и саморегуляции. Молодые люди встречается в своей жизни как с проблемами межличностного характера, так и с проблемами в социальной сфере требующих определенного взаимодействия с окружающим миром. [12].

Эмпатия играет важную роль в построении межличностных отношений. Сравнивая концепции эмпатии, разработанные во многих школах психотерапии, А.К. Бохарт обнаружил, что термин «эмпатия» относится к группе родственных понятий, многие из которых относятся к отношениям с другими (объектами эмпатии). Определению сущности данного термина было уделено много внимания. Эмпатия в данном случае понимается как ряд отношений осознания, помощи, теплоты, понимания, близости и позитивности по отношению к партнеру по общению. Искренняя забота о других, понимание важности и ценности других людей, нежелание допускать отчуждение или равнодушие к чужому опыту отражают уровень нравственного развития личности [14].

В Большом психологическом словаре отмечается, что различают Эмоциональную эмпатию, Когнитивную эмпатию и Предвосхищающую эмпатию. Эмоциональная эмпатия основана на проецировании и подражании двигательным и эмоциональным реакциям других, когнитивная эмпатия включает такие процессы, как интеллект, сравнение и аналогия, а предсказательная эмпатия основана на восприятии конкретного другого человека. Выделяют также особые формы эмпатии. Переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывают другие, посредством самоидентификации и эмпатии — переживание собственных эмоциональных состояний по отношению к эмоциям других [4].

Проблема: плохо развитый эмоциональный интеллект не позволяет достигать эмоционального удовлетворения, от объектных отношений с людьми, формируется шизоидный или нарциссический тип личности, когда человек не умеет или боится, или не хочет входить в эмоционально близкие отношения с другими людьми, потому что не умеет выражать свои мысли и чувства, не развито чувство эмпатии, отсутствует влечение к объекту. Подобная эмоциональная неразвитость, способствует активному развитию рационального интеллекта, а чувства и эмоции вытесняются и подавляются и остаются неосознанными в сфере бессознательного, но в связи с вытеснением этих чувств, накапливается психическая энергия требующая разрядки, через удовлетворение  потребностей, вызвавающих эмоциональное напряжение, которое невозможно удовлетворить в объектных отношениях с реальными людьми – через игру, общение, внимание, заботу, любовь, интимные отношения и т. д…

Гипотеза – искусственный интеллект становится тем самым «безопасным» объектом, с которым можно установить эмоциональный контакт. Но опасность в том, что человек выстраивая эмоционально-близкие отношения с искусственным интеллектом, начинает терять тестирования реальности. Его чувства, направленные на искусственный объект, становятся вполне реальными, и он перестает различать, где искусственный интеллект, а где реальные живые объекты. Такое нарушение тестирования реальности может привести к массовому зомбированию, или массовому психозу.

Когда формируется такая эмоциональная зависимость от искусственного интеллекта, то речь идёт об очень ранних нарушениях на уровне диадных отношений с матерью, и искусственный интеллект становится «идеальной матерью», способной компенсировать все неудовлетворенные потребности, связанные с реальной матерью. То есть, чем у человека более зрелый эмоциональный интеллект, тем он больше защищен от эмоциональной зависимости от искусственного интеллекта и способен взаимодействовать с ним на психически зрелом уровне, осознанно. Чем менее развит эмоциональный интеллект и много подавленных чувств и неудовлетворенных потребностей, связанных с эмоциональной близостью, тем больше опасть попасть в маниакальную зависимость от «идеальной матери» в лице искусственного интеллекта, способной удовлетворить любые неудовлетворенные потребности.

В 1996 г., появилась робот-игрушка, разработанная в Японии, которая удовлетворяла потребность реализации в роли «идеальной матери». «Tamagotchi» получило название в связи сочетания двух слов — японского слова «tamago» — «яйцо» и английского слова «watch» — «смотреть». Это инопланетное существо, прилетевшие на Землю, но не с целью её захватить, а с целью исследования условий жизни. Но что-то пошло не так и «пришельцы» вынуждены были спрятаться в защитную оболочку — в виде яйца. Со стороны владельца этой игрушки требовалась постоянная забота, чтобы эти зверьки могли выжить. Многие «родители» настолько вживались в роль «идеальной матери», что буквально становились зависимыми от этих искусственных «детей», которые нуждались в постоянном уходе и заботе. И эта ответственность становилась уже отнюдь не игровой, а превращалась в невротическую зависимость от соответствия образу «идеальной матери», поскольку отказ от этой роли, привёл бы к смерти этого искусственного зверька, но чувство вины за его гибель могло быть вполне реальным. И столкновение с этим чувством вины, могло быть очень травматичным для слабой психики.

Первые роботы казались тогда неловкими и неуклюжими, и выглядели неестественно. В свою очередь современные роботы изменились наряду с людьми. Сами роботы приобретают сейчас вполне реалистический вид и даже гиперреалистический. В Японии уже заключаются браки с искусственным интеллектом.

В 2019 г. были проведены научные исследования Камзиной О. А., Мышкиной М. С..«В исследовании участвовали 97 матерей, имеющих на момент исследования первого и единственного ребёнка 0–5 лет, респонденты замужем, 72 % имеют высшее образование, 28 % – среднее специальное; 47 % работают, 53 % в декретном отпуске по уходу за ребёнком. Респонденты распределены на 3 возрастные группы: 18–25 (гр. 1 – 28 чел.), 26–35 (гр. 2 – 35 чел.), 36 и более лет (гр. 3 – 34 чел.). »

Исследование проводилось с использованием проективного метода неоконченных предложений: респонденты продолжили высказывания «Хорошая мать – это…», «Идеальная мать – это…».

Полученные тексты исследовались методом контент-анализа. В результате эмпирических исследований представлены следующие результаты:

 

«хорошая» «идеальная»
добрая, заботливая, любящая нежная, строгая, вкусно пахнущая, веселая, внимательная, красивая, понимающая, ловкая, любимая, мудрая, находчивая, неравнодушная, открытая, порядочная, разумная, сильная, спокойная, сердечная, смелая, счастливая, теплая, цельная, щедрая умом и сердцем, уверенная, умная, уравновешенная добрая, заботливая, любящая нежная, строгая, безупречная, гармоничная, контролирующая, ласковая, ленивая, мертвая, обожающая, опрятная, перфекционистка, понимающая, правильная, уникальная, успевающая, четкая

Таблица 2. Камзина О. А., Мышкина М. С. Содержательные особенности образа матери у молодых матерей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 4. С. 28–37. [6].

Полученные тексты исследовались методом контент-анализа, позволяющего осуществить количественно-качественный анализ содержания представлений респондентов об образе матери. Из полученных данных мы видим, что «идеальная мать», это достаточно функциональная, но при этом эмоционально мертвая мать. Мы сейчас живём в век нарциссизма и перфекционизма, где матери стремятся быть не «хорошими», а «идеальными» матерями. Так диктуют современные ценности. И именно такой подход в воспитании детей, подготавливает ребёнка к построению объектных отношений, не с реальными людьми, а с искусственным интеллектом, поскольку он идеальный, как и большинство современных матерей, эмоциональной близости с которыми не хватает. И это актуальная проблема современного общества на уровне ценностных ориентиров.

 

Ученые-психологи и физиологи, занимающиеся проблемой мыслительных процессов, доказали, что человеческий мозг создает образы мира, а не копирует его, и что все формы мышления взаимосвязаны. В реальном мыслительном процессе образы являются звеньями, соединяющими абстрактные, логические и чувственные образы, связанные с интуицией, мыслью. Эффективность решения вербальных и невербальных задач определяется тем, как обрабатывается информация, а не ее качеством или содержанием. Возможно, бессознательно, умение использовать функции обоих полушарий при решении задачи не только всегда улучшает результат, но и, при наличии полноты исходных данных, основанных на аналогиях и старом опыте, помогает принять верное решение. Стимулируя связь между рационально-логическим мышлением и эмоционально-образным мышлением, развивается творческий потенциал человека, что способствует эффективному профессиональному самоопределению как сейчас, так и в будущем [8].

На данном этапе можно сделать следующие обоснованные и аргументированные выводы: неодушевленные предметы, неодушевленные машины, компьютерные системы «искусственный интеллект» не мыслят, не полагают, не рассуждают, не обладают творческим, диалектическим, рефлексивным, критическим мышлением, самосознанием, не имеют знаний о мире, не имеют представления об универсальности культуры и мудрости. Машина не может конструировать реальность или предсказывать события. У нее нет своего внутреннего духовного мира, мировоззрения, мировоззренческих установок, ценностей, идеалов, убеждений, чувств, эмоций, переживаний, эмпатии, стресса и др., ее работа и функции запрограммированы человеком, выполняются по определенному алгоритму, выполняют приказы и распоряжения человека, не используют идеальные образы, абстрактное формальное мышление, которое действует по принципам «да или нет», «или-или», согласно формальным законам, а не диалектической логике. Примитивными способами она может только разделить один на два. В этом нет ничего духовного и идеального. Ее работа и функции происходят с использованием физических и символических средств и электрических сигналов. То есть она не способна заниматься действительно самостоятельной, творческой, новаторской и революционной деятельностью. Таким образом, естественный человеческий интеллект в корне отличается от «искусственного интеллекта» [11].

Но технический прогресс не стоит на месте и искусственный интеллект будет и дальше усовершенствоваться.

Одной из этических проблем цифрового общества, может стать этическая проблема искусственного интеллекта в смысле этических ограничений деятельности искусственного интеллекта. Под этим подразумеваются данные, встроенные в машины, роботов и компьютеры с искусственным интеллектом. Трудная часть проблемы заключается в том, что, когда техническая система решает какую-то положительную задачу, например, спасает человека, она рискует принимать решения и отвечать за решения перед человеческими существами. Вопрос заключается в том, в какой степени такие машины (с искусственным интеллектом) могут обучаться и развиваться этично, и как искусственный интеллект в принципе может принимать разные решения [11].

Стоит отметить, что в первую очередь эмоционально-интеллектуальная среда формируется дома, в семейном кругу. Поэтому так важно, чтобы родители принимали непосредственное участие в развитии эмоционального интеллекта ребенка, но для этого необходимо развивать эмоциональный интеллект и у самих родителей, особенно у поколений, которые родились после 80-ых годов.

«Вхождение человечества в информационное общество диктует потребность в новом поколении инженеров, учитывающих связь техники и технологий с человеком, социумом, способных к созданию, внедрению социально оправданных, экологически безопасных технологий, владеющих социальными и гуманитарными знаниями, глобальной культурой, готовых к быстрым социальным и научно-техническим изменениям» [8].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *