Бессознательный конфликт на уровне эмоционального и искусственного интеллекта
Автор: Сабра Л.А.
Анотация: В данной статье исследуется роль эмоционального и искусственного интеллекта, значение эмоций в жизни человека, рассматривается такое распространенное явление, как алекситимия, выдвигается гипотеза, относительно бессознательной потребности в «идеальной матери», в роли искусственного интеллекта.
Abstract: This article examines the role of emotional and artificial intelligence, the importance of emotions in human life, examines such a common phenomenon as alexithymia, puts forward a hypothesis regarding the unconscious need for an “ideal mother” in the role of artificial intelligence.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, алекситимия, искусственный интеллект, бессознательное, идеальная мать.
Keywords: emotional intelligence, alexithymia, artificial intelligence, unconscious need, ideal mother.
В исследовании темы искусственного интеллекта, важно понять, какую инстинктивную потребность удовлетворяет человек, развивая искусственный интеллект. Осознание роли искусственного интеллекта в жизни современного человека, позволит более ответственно подойти к взаимодействию с этим явлением.
В своё время, человек, движимый удовлетворением инстинктивной потребности в еде и тепле, научился высекать огонь из камня.
Огонь согревал людей, на нём готовили пищу, он давал освещение в темное время суток, и до определённого времени, без огня невозможно было представить жизнь человека, но в процессе технического прогресса было изобретено электричество, которое смогло во многом заменить огонь, на электроплиты, батареи, и искусственное освещение.
Потребность в пище и в тепле – это инстинктивная базовая потребность человека, которая удовлетворяется в самую первую очередь, поскольку заложена в инстинкте самосохранения.
На уровне раннего психического развития, эту потребность удовлетворяет мать ребёнка. Она является для младенца, как источником пищи, так и источником тепла, в тот момент, когда кормит и согревает его теплом своего тела, и в этот момент смотрит на своё дитя тёплым и любящим взглядом, создавая у младенца ощущение безусловной любви и надежного холдинга.
Психоанализ уделяет большое значение периоду диадных отношений матери и ребёнка, поскольку именно на ранних стадиях психо-сексуального развития, формируется ощущение удовлетворенных или неудовлетворенных базовых потребностей, относительно чувства эмоционального насыщения от контакта с матерью или ощущение внутренней пустоты и эмоционального голода, толкающего на вечный поиск источников для заполнения внутренней пустоты и утоления эмоционального голода.
«Эмоции — это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения» [1].
Эмоции тесно связаны с человеческими потребностями, и они же являются их сигналами. Положительные эмоции всегда сочетаются с удовлетворением потребностей. Человек, нуждающийся в положительных эмоциях, ищет их, а сами эмоции замещают потребность и становятся стимулом к деятельности. Эмоции являются внутренними регуляторами деятельности, но эта регуляция опосредованная, через мотивы, о которых другие могут не знать. Важнейшей особенностью эмоций, таким образом, является их тесная связь с бессознательным (в отличие от познавательных процессов, протекающих преимущественно под контролем сознания). Эмоции играют огромную роль в жизни человека, и их нельзя недооценивать. Многие специалисты отмечали, что общество, делающее упор на воспитание ума, совершает большую ошибку. Потому что люди более человечны в том, что они чувствуют, чем в том, как они думают. Однако эмоциональная энергия должна быть направлена на благо человека для получения радости и удовлетворения от жизни [1].
Раскрывая тему социальных проблем в эмоциях человека и эмоциональной культуре, анализируя соотношение знания и опыта, разума и эмоций, Спасибенко С. Г. отмечает: «Индивидуальное сознание человека составляет противоречивое единство. Разумно усвоенных знаний, принципов и идеалов недостаточно. Они должны быть пережиты внутренне и закреплены в эмоциональном восприятии, чтобы стать своими. Эмоции охватывают все стороны психики, составляют основу познавательной деятельности человека, выражают полноту существования человека. Без человеческих эмоций нельзя искать истину» [15].
Согласно деятельностному подходу и семантической теории мышления, в основе деятельности лежит функциональная система целостных познавательных процессов, благодаря которым эмоции человека «умнеют», а интеллектуальные процессы становятся эмоционально-образными, более смысловыми [3].
Нарушения на уровне эмоциональной сферы приводят к такому психическому расстройству, как алекситимия, которое становится всё более распространённым в современном мире.
Многие специалисты полагают, что психологическая характеристика алекситимичной личности базируется на ряде определенных признаков. Сам термин «алекситимия» был описан П. Сифнеосом (P. Sifneos) в 70-х гг. прошлого века. Итак, к признакам алекситимичной личности относят:
Таблица 1. Признаки алекситимичной личности по П. Сифнеосу (Sifneos, 1973; см. также: Потапова и др., 2016: 66). [12].
Существует гипотеза, где алекситимия представлена как результат нарушения межполушарных взаимодействий, что требует множество исследований в нейрофизиологической сфере. Многие специалисты также считают, что алекситимия является «необратимой конституциональной характеристикой» [9].
Согласно последним данным, люди с алекситимией сочетают в себе не только личностные проявления, но эмоциональные и когнитивные в том числе. Отличие является лишь слабая дифференцированность. Они обнаруживают неспособность к распознаванию и точному описанию собственного эмоционального состояния, а тем более, эмоционального состояния других людей. «Для когнитивой сферы индивидов с выраженной алекситимией характерно недостаточно сформированное воображение, преобладание наглядно-действенного мышления над абстрактно-логическим, слабость функции символизации и категоризации в мышлении. Личностный профиль этих пациентов характеризуется некоторой примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно, – недостаточностью функции рефлексии. Совокупность перечисленных качеств приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях» [9].
Среди молодого поколения, кто большую часть времени проводит за компьютером, особенно среди программистов, наиболее часто встречается алекситимия, на что указывает ряд затруднений: трудности с пониманием себя, своих чувств и эмоций и в отношении окружающих наблюдается нарушение эмоционального восприятия, и отсутствие эмпатии. В последствии можно наблюдать полную или частичную неразвитость эмоциональной рефлексии и саморегуляции. Молодые люди встречается в своей жизни как с проблемами межличностного характера, так и с проблемами в социальной сфере требующих определенного взаимодействия с окружающим миром. [12].
Эмпатия играет важную роль в построении межличностных отношений. Сравнивая концепции эмпатии, разработанные во многих школах психотерапии, А.К. Бохарт обнаружил, что термин «эмпатия» относится к группе родственных понятий, многие из которых относятся к отношениям с другими (объектами эмпатии). Определению сущности данного термина было уделено много внимания. Эмпатия в данном случае понимается как ряд отношений осознания, помощи, теплоты, понимания, близости и позитивности по отношению к партнеру по общению. Искренняя забота о других, понимание важности и ценности других людей, нежелание допускать отчуждение или равнодушие к чужому опыту отражают уровень нравственного развития личности [14].
В Большом психологическом словаре отмечается, что различают Эмоциональную эмпатию, Когнитивную эмпатию и Предвосхищающую эмпатию. Эмоциональная эмпатия основана на проецировании и подражании двигательным и эмоциональным реакциям других, когнитивная эмпатия включает такие процессы, как интеллект, сравнение и аналогия, а предсказательная эмпатия основана на восприятии конкретного другого человека. Выделяют также особые формы эмпатии. Переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывают другие, посредством самоидентификации и эмпатии — переживание собственных эмоциональных состояний по отношению к эмоциям других [4].
Проблема: плохо развитый эмоциональный интеллект не позволяет достигать эмоционального удовлетворения, от объектных отношений с людьми, формируется шизоидный или нарциссический тип личности, когда человек не умеет или боится, или не хочет входить в эмоционально близкие отношения с другими людьми, потому что не умеет выражать свои мысли и чувства, не развито чувство эмпатии, отсутствует влечение к объекту. Подобная эмоциональная неразвитость, способствует активному развитию рационального интеллекта, а чувства и эмоции вытесняются и подавляются и остаются неосознанными в сфере бессознательного, но в связи с вытеснением этих чувств, накапливается психическая энергия требующая разрядки, через удовлетворение потребностей, вызвавающих эмоциональное напряжение, которое невозможно удовлетворить в объектных отношениях с реальными людьми – через игру, общение, внимание, заботу, любовь, интимные отношения и т. д…
Гипотеза – искусственный интеллект становится тем самым «безопасным» объектом, с которым можно установить эмоциональный контакт. Но опасность в том, что человек выстраивая эмоционально-близкие отношения с искусственным интеллектом, начинает терять тестирования реальности. Его чувства, направленные на искусственный объект, становятся вполне реальными, и он перестает различать, где искусственный интеллект, а где реальные живые объекты. Такое нарушение тестирования реальности может привести к массовому зомбированию, или массовому психозу.
Когда формируется такая эмоциональная зависимость от искусственного интеллекта, то речь идёт об очень ранних нарушениях на уровне диадных отношений с матерью, и искусственный интеллект становится «идеальной матерью», способной компенсировать все неудовлетворенные потребности, связанные с реальной матерью. То есть, чем у человека более зрелый эмоциональный интеллект, тем он больше защищен от эмоциональной зависимости от искусственного интеллекта и способен взаимодействовать с ним на психически зрелом уровне, осознанно. Чем менее развит эмоциональный интеллект и много подавленных чувств и неудовлетворенных потребностей, связанных с эмоциональной близостью, тем больше опасть попасть в маниакальную зависимость от «идеальной матери» в лице искусственного интеллекта, способной удовлетворить любые неудовлетворенные потребности.
В 1996 г., появилась робот-игрушка, разработанная в Японии, которая удовлетворяла потребность реализации в роли «идеальной матери». «Tamagotchi» получило название в связи сочетания двух слов — японского слова «tamago» — «яйцо» и английского слова «watch» — «смотреть». Это инопланетное существо, прилетевшие на Землю, но не с целью её захватить, а с целью исследования условий жизни. Но что-то пошло не так и «пришельцы» вынуждены были спрятаться в защитную оболочку — в виде яйца. Со стороны владельца этой игрушки требовалась постоянная забота, чтобы эти зверьки могли выжить. Многие «родители» настолько вживались в роль «идеальной матери», что буквально становились зависимыми от этих искусственных «детей», которые нуждались в постоянном уходе и заботе. И эта ответственность становилась уже отнюдь не игровой, а превращалась в невротическую зависимость от соответствия образу «идеальной матери», поскольку отказ от этой роли, привёл бы к смерти этого искусственного зверька, но чувство вины за его гибель могло быть вполне реальным. И столкновение с этим чувством вины, могло быть очень травматичным для слабой психики.
Первые роботы казались тогда неловкими и неуклюжими, и выглядели неестественно. В свою очередь современные роботы изменились наряду с людьми. Сами роботы приобретают сейчас вполне реалистический вид и даже гиперреалистический. В Японии уже заключаются браки с искусственным интеллектом.
В 2019 г. были проведены научные исследования Камзиной О. А., Мышкиной М. С..«В исследовании участвовали 97 матерей, имеющих на момент исследования первого и единственного ребёнка 0–5 лет, респонденты замужем, 72 % имеют высшее образование, 28 % – среднее специальное; 47 % работают, 53 % в декретном отпуске по уходу за ребёнком. Респонденты распределены на 3 возрастные группы: 18–25 (гр. 1 – 28 чел.), 26–35 (гр. 2 – 35 чел.), 36 и более лет (гр. 3 – 34 чел.). »
Исследование проводилось с использованием проективного метода неоконченных предложений: респонденты продолжили высказывания «Хорошая мать – это…», «Идеальная мать – это…».
Полученные тексты исследовались методом контент-анализа. В результате эмпирических исследований представлены следующие результаты:
«хорошая» | «идеальная» |
добрая, заботливая, любящая нежная, строгая, вкусно пахнущая, веселая, внимательная, красивая, понимающая, ловкая, любимая, мудрая, находчивая, неравнодушная, открытая, порядочная, разумная, сильная, спокойная, сердечная, смелая, счастливая, теплая, цельная, щедрая умом и сердцем, уверенная, умная, уравновешенная | добрая, заботливая, любящая нежная, строгая, безупречная, гармоничная, контролирующая, ласковая, ленивая, мертвая, обожающая, опрятная, перфекционистка, понимающая, правильная, уникальная, успевающая, четкая |
Таблица 2. Камзина О. А., Мышкина М. С. Содержательные особенности образа матери у молодых матерей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 4. С. 28–37. [6].
Полученные тексты исследовались методом контент-анализа, позволяющего осуществить количественно-качественный анализ содержания представлений респондентов об образе матери. Из полученных данных мы видим, что «идеальная мать», это достаточно функциональная, но при этом эмоционально мертвая мать. Мы сейчас живём в век нарциссизма и перфекционизма, где матери стремятся быть не «хорошими», а «идеальными» матерями. Так диктуют современные ценности. И именно такой подход в воспитании детей, подготавливает ребёнка к построению объектных отношений, не с реальными людьми, а с искусственным интеллектом, поскольку он идеальный, как и большинство современных матерей, эмоциональной близости с которыми не хватает. И это актуальная проблема современного общества на уровне ценностных ориентиров.
Ученые-психологи и физиологи, занимающиеся проблемой мыслительных процессов, доказали, что человеческий мозг создает образы мира, а не копирует его, и что все формы мышления взаимосвязаны. В реальном мыслительном процессе образы являются звеньями, соединяющими абстрактные, логические и чувственные образы, связанные с интуицией, мыслью. Эффективность решения вербальных и невербальных задач определяется тем, как обрабатывается информация, а не ее качеством или содержанием. Возможно, бессознательно, умение использовать функции обоих полушарий при решении задачи не только всегда улучшает результат, но и, при наличии полноты исходных данных, основанных на аналогиях и старом опыте, помогает принять верное решение. Стимулируя связь между рационально-логическим мышлением и эмоционально-образным мышлением, развивается творческий потенциал человека, что способствует эффективному профессиональному самоопределению как сейчас, так и в будущем [8].
На данном этапе можно сделать следующие обоснованные и аргументированные выводы: неодушевленные предметы, неодушевленные машины, компьютерные системы «искусственный интеллект» не мыслят, не полагают, не рассуждают, не обладают творческим, диалектическим, рефлексивным, критическим мышлением, самосознанием, не имеют знаний о мире, не имеют представления об универсальности культуры и мудрости. Машина не может конструировать реальность или предсказывать события. У нее нет своего внутреннего духовного мира, мировоззрения, мировоззренческих установок, ценностей, идеалов, убеждений, чувств, эмоций, переживаний, эмпатии, стресса и др., ее работа и функции запрограммированы человеком, выполняются по определенному алгоритму, выполняют приказы и распоряжения человека, не используют идеальные образы, абстрактное формальное мышление, которое действует по принципам «да или нет», «или-или», согласно формальным законам, а не диалектической логике. Примитивными способами она может только разделить один на два. В этом нет ничего духовного и идеального. Ее работа и функции происходят с использованием физических и символических средств и электрических сигналов. То есть она не способна заниматься действительно самостоятельной, творческой, новаторской и революционной деятельностью. Таким образом, естественный человеческий интеллект в корне отличается от «искусственного интеллекта» [11].
Но технический прогресс не стоит на месте и искусственный интеллект будет и дальше усовершенствоваться.
Одной из этических проблем цифрового общества, может стать этическая проблема искусственного интеллекта в смысле этических ограничений деятельности искусственного интеллекта. Под этим подразумеваются данные, встроенные в машины, роботов и компьютеры с искусственным интеллектом. Трудная часть проблемы заключается в том, что, когда техническая система решает какую-то положительную задачу, например, спасает человека, она рискует принимать решения и отвечать за решения перед человеческими существами. Вопрос заключается в том, в какой степени такие машины (с искусственным интеллектом) могут обучаться и развиваться этично, и как искусственный интеллект в принципе может принимать разные решения [11].
Стоит отметить, что в первую очередь эмоционально-интеллектуальная среда формируется дома, в семейном кругу. Поэтому так важно, чтобы родители принимали непосредственное участие в развитии эмоционального интеллекта ребенка, но для этого необходимо развивать эмоциональный интеллект и у самих родителей, особенно у поколений, которые родились после 80-ых годов.
«Вхождение человечества в информационное общество диктует потребность в новом поколении инженеров, учитывающих связь техники и технологий с человеком, социумом, способных к созданию, внедрению социально оправданных, экологически безопасных технологий, владеющих социальными и гуманитарными знаниями, глобальной культурой, готовых к быстрым социальным и научно-техническим изменениям» [8].
Добавить комментарий