Тревога, как способ контроля и манипуляции волей перфекциониста.

plohie misli

Тревога, как способ контроля и манипуляции волей перфекциониста.

 

                                          Авторы:  Сабра Л.А, Марасанов Е.В

 

Слово «перфекционизм» имеет корни от латинского «perfectio» –совершенство. В современном мире представление о совершенном и прекрасном стало приобретать искаженные формы. «Реклама» работает на рынок потребления и создаёт ценностные ориентиры для потребителя товаров и услуг.

В связи с тем, что в настоящее время именно рынок формирует представление о прекрасном и совершенном, началась ломка привычных стереотипов в отношении восприятия Образа Я и Образа Мира, которое столетиями лежало в основе культуры и религии. Исчезло единое представление о прекрасном, совершенном и правильном. Содержание этих понятий стало настолько изменчивым и непостоянным, что люди потерялись в поисках ориентиров для идентификации.

Социальный Успех стал главным символом совершенства, благодаря чему возникли устойчивые созависимые отношения между обществом потребления и рыночной экономикой.

Созависимость формируется на базе высокой тревоги по поводу собственного несовершенства и страха отвержения. Тревога нагнетается с помощью СМИ, которые предлагают Идеал-образы для идентификации, создавая представления об идеальной внешности, об идеальном образе жизни, о ценностях, провоцируя таким образом приобретать товары и услуги способные приблизить тебя к статусу успешного и востребованного обществом человека.

Высокая конкуренция не позволяет отдыхать и расслабляться, чтобы не отставать от тех, кто участвует в гонке за первенство на пути к успеху.

По своим задачам перфекционизм выполняет развивающую функцию, направленную на стремление к совершенству. Но перфекционизм основанный на тревоге – связанной со страхом отвержения, приводит не к совершенству, а к неврозу, ведь именно высокая тревожность делает перфекциониста зависимым от навязанных Идеал-образов и Идеал-представлений, создавая чувство дискомфорта, от которого можно избавиться только став успешным с точки зрения общепринятых ценностей.

Перфекционист имеет раздвоенный Образ Я, «Я-реальный» и «Я-идеальный», и стремится к идентификации с «Я-идеальным». Сильное расхождения между «Я-реальным» и «Я-идеальным» создают предпосылки для развития деструктивного перфекционизма.

Большой разрыв и напряжение между этими структурами может спровоцировать снижение самооценки и способствовать развитию чувства неполноценности.  И наоборот, когда человек считает, что близок к своему «Я-идеальному» он чувствует уверенность в себе и имеет достаточно высокую, а часто даже завышенную самооценку.

При большом разрыве я-состояний, у перфекциониста происходит потеря веры в себя и в свои возможности приблизится к «Я-идеалу». Симптомы этого противоречия выражаются в депрессивном состоянии – если он не смог достичь совершенства в прошлом, и в постоянной тревожности – если он считает, что у него нет перспективы достичь совершенства и «Я-идеал» для него недостижим.

Тревожный перфекционист становится «марионеткой в руках рыночной экономики»: постоянно меняющиеся модели телефонов, автомобилей, одежды, обуви, модных аксессуаров, которые уже через год  теряют свою престижность, подлежат уценке и выставляются на распродажи, провоцируя тех, кто всегда стремится «быть первым»  и «лучшим» приобретать товары из новой коллекции, чтобы не терять свой статус успешного человека.

Потребность быть среди «первых» и среди «лучших», превратило стремление к совершенству в «невроз современного человека». В основе этого невроза лежит страх, что тебя «несовершенного» общество обесценит и отвергнет. А вместе с Успехом приходит свобода и избавление от тревоги.

Мы живём в свободном обществе. Но, как показывает реальность, свобода понятие относительное. На смену крепостному праву и рабству пришел деструктивный перфекционизм, который лишает личность свободы воли и приводит к «добровольному рабству», заставляя служить тем, кто умело манипулирует на чувстве несовершенства, провоцируя у перфекционистов тревогу и страх отвержения, и формируя патологическую зависимость от стремления к совершенству в погоне за вещами, призами, званиями и наградами, подтверждающими твою ценность и право быть, среди «лучших».

Нюнберг считает, что такие чувства как тревога, стыдливость, отвращение и чувство вины каким-то образом связаны между собой. Люди часто, вместо слов «плохой» или «отвратительный» говорят «урод». А слова «чистый» «красивый», «хороший» практически являются синонимами. Стыд устанавливает такие же законы, как и моральные законы.  По его мнению, они имеют общие истоки и связаны с запретами на инстинктивные влечения и выражаются в реакции Эго на эти инстинкты. И чем глубже происходит погружение в психику, тем сложнее их отличить друг от друга. [3]

Первыми точку зрения на поведение человека в рамках теории инстинктов выдвинули З.Фрейд и У.Макдауголл, в конце XIX и в начале XX в. В своих идеях они пытаются свести все формы и виды человеческого поведения к природе врожденных инстинктов. В своих работах З.Фрейд рассматривал три основных инстинкта: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У.Макдауголл предложил в своей теории к рассмотрению десять инстинктов: инстинкт самоутверждения, инстинкт бегства, инстинкт изобретательства, инстинкт любопытства, инстинкт строительства, враждебный инстинкт, родительский инстинкт, инстинкт стадности, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения. В более поздних работах У.Макдауголл добавил к перечисленным еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям.

Г.Маррей предлагает к рассмотрению список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих в результате воспитания и обучения.  Потребности: в достижении успехов, в выражении агрессии, в унижении, в аффилиации, в противодействии, в независимости, в уважения, в защите, в доминировании, потребность в привлечении внимания, в покровительстве, в порядке, в избегании вредоносных воздействий, в избегании неудач, в игре, в сексуальных отношениях, в осмыслении, в помощи, во взаимопонимании. Кроме этого, автор приписал человеку дополнительные шесть потребностей: в познании, в созидании, в признании и бережливости, в приобретении, в объяснении, в отклонении обвинений.

Манипуляция построена таким образом, что даже если у человека нет потребности в чем-то, у тревожного перфекциониста можно создать любую потребность путём формирования в нём комплекса неполноценности, и страха отвержения.

Здоровые перфекционисты от деструктивных отличаются тем, что чувствуют уверенность в себе, в своей привлекательности, и в своих достоинствах, и стремятся к Успеху на базе исключительно собственных амбиций, а не на почве тревоги, вызванной страхом отвержения.

Существует различие в поведении людей, которые мотивируют себя на Успех и постоянно ожидающих неудачу.

«У людей стремящиеся к успеху в любом виде деятельности, провал и неудача ещё больше усиливает интерес к решению задачи, а те, у кого изначально настрой на неудачу, наоборот теряют интерес к деятельности, при столкновении с неудачей. Также обнаружился интересный факт, что люди, настроенные на успех, добиваются ещё лучших результатов, когда перед этим сталкиваются с чередой неудач. Таким образом, мотивация к Успеху – приближает к успеху, а ожидание неудач, отдаляет от достижения успехов». [2].

Стремление к Успеху, в целях добиться соответствия своему Идеалу-Я, заложено в эволюционную программу развития человечества. Но гармония подразумевает, что прекрасным должно быть и тело, и душа. Ценности современного мира сместились в сторону достижения Успеха через совершенствование материи и удовлетворения телесных влечений, вытесняя нравственное и духовное, что ведёт к культурной и духовной деградации и развитию деструктивных форм перфекционизма и нарциссизма.

При патологическом перфекционизме Идеал-Я становится недостижим, и тогда достижения Успехов начинает носить постоянно ускользающий характер – поскольку нет предела совершенству. А когда у перфекциониста нет ощущения, что он «первый» и «лучший», то он не может считать себя успешным. Поэтому его состояние тревоги не проходящее, поскольку он не в состоянии достичь удовлетворения собой и окружающим миром, и всё время ищет новые способы улучшить себя и окружающий мир.

Благодаря развитию научно-технического прогресса и нано-технологиям, бизнес индустрия методично предлагает новые возможности по усовершенствованию себя и окружающего мира, совершенствуя в большей степени материю, и игнорируя культурную и морально-нравственную сторону развития личности.

Человек стремящийся к Успеху, ориентируясь на ценности и Идеал-образы предлагаемые современным социумом обслуживающего исключительно интересы бизнеса, поддаётся жесточайшей манипуляции через искусственно навязанный комплекс неполноценности, который он вынужден постоянно преодолевать, доводя себя до серьёзных личностных расстройств. Или он вынужден наращивать «нарциссический панцирь» через усиление психических защит, которые избавляют перфекциониста от чувства стыда за собственное несовершенство и делают его неуязвимым при подобного рода манипуляциях. Последнее более безопасно, с точки зрения сохранения психического и физического здоровья.

Поэтому современный мир Успешных людей – это мир нарциссов. Только они могут выживать в условиях жесточайшей конкуренции и выдерживать обесценивание, благодаря своему «нарциссическому панцирю», добиваясь Успеха – без ущерба для своего здоровья.

Тревожные перфекционисты зависящие от оценки, мнения и ожиданий со стороны значимых других, редко выдерживают конкуренцию за право быть успешным без ущерба для своего физического и психического здоровья.

Таким образом, с точки зрения сознательных влечений «Я», человек стремится к совершенству с целью саморазвития и самосовершенствования, а с точки зрения бессознательных влечений «Я», человек стремится избавиться от дискомфорта, вызванного тревогой, основанной на страхе отвержения.

Исходя из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: перфекционизм, как явление, является двигателем в развитии и в стремлении к совершенству – и это естественное состояние человека, заложенное природой, с целью эволюционного развития.

Тревога – вызванная страхом отвержения, является мощнейшим инструментом манипуляции, делая людей зависимыми от тех, кому выгодно использовать их страхи и комплексы в своих личных и коммерческих интересах, подчиняя таким образом перфекционистов своей воле – будь то родитель, учитель или работодатель.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *