Кинопсихоанализ, как новое направление в сфере проективной психотерапии
Автор статьи: Сабра Л.А.
Анотация: В статье проводится обзор истории использования кинематографа в России и за рубежом в индивидуальной и групповой психотерапии и экспериментальных исследованиях, сравнение приводимых разными учёными теоретических обоснований легитимности этого метода и объяснений механизмов его работы, классификация и описание различных способов применения кинотерапии, характеризуемых разным уровнем включённости специалиста в работу клиента над запросом. Рассматриваются современные тенденции, ключевые проблемы кинотерапии на сегодняшний день и её перспективы как самостоятельного метода консультирования, поведенческой коррекции, обучения, социализации, диагностики, изменения подсознательных установок. Представлено новое направление в сфере проективных технологий с использованием кинематографа – «Кинопсихоанализ»
Annotation: The article reviews the history of using cinematography in Russia and abroad in individual and group psychotherapy and experimental research, compares the theoretical justifications given by different scientists for the legitimacy of this method and explanations of its mechanisms, classifies and describes different ways of using cinematotherapy, characterized by different levels of specialist involvement in client work on the request. Current trends, key problems of film therapy today and its prospects as an independent method of counseling, behavioral correction, training, socialization, diagnostics, change of subconscious attitudes are considered. And a new direction in the field of projective technologies with the use of cinematography is presented – “Filmpsychoanalysis”.
Ключевые слова: кинематограф, психотерапия, кинотерапия, кинопсихоанализ, психоанализ, групповой психоанализ, бессознательное, символы, метафора, проективная идентификация.
Keywords: cinematography, psychotherapy, filmtherapy, filmpsychoanalysis, psychoanalysis, group psychoanalysis, the unconscious, symbols, metaphor, projective identification.
Одной из основных проблем современного Мира являются расстройства психо -эмоциональной сферы. Людям стало сложно вербализовать свои чувства, сложно проявлять эмпатию, сложно осознавать мотивы своих действий и поступков, сложно понимать других людей, что в результате многих сегодня приводит к ощущению внутренней пустоты и одиночества, к апатии, депрессии, к эмоциональному выгоранию и к другим психо -эмоциональным расстройствам личности.
В последние несколько десятилетий зарубежными (преимущественно американскими) и российскими учёными и практикующими психотерапевтами была доказана возможность эффективного использования кинематографа в психотерапевтической работе. Художественные и документальные фильмы становились инструментом эксперимента или частью программы, составленной специалистом с целью реабилитации пациента, коррекции его поведения, влияния на подсознательные установки [1, 24]. Помимо накопления практического опыта, уже в XXI столетии учёных начало также интересовать теоретическое обоснование правомерности использования кинофильмов как психотерапевтических инструментов и механизмы воздействия кинотерапии на клиентов и пациентов. Иначе говоря, началось теоретическое оформление и легитимизация явления, которое, даже не будучи самостоятельным направлением, имеет место в практике специалистов, относящих себя к различным школам психологии.
В связи с этим представляется актуальным обзор истории применения кинематографа, с целью его теоретического осмысления, и сложившихся тенденций, которому и будет посвящена первая часть данной статьи, предваряющая изложение эмпирических данных. Цель её состоит в сравнении подходов, сложившихся в западной и российской традициях. Объектами исследования станут статьи, содержащие изложение теоретических взглядов авторов на применение кинематографа в психотерапии и описания их практического опыта, предметом же – их сходства и различия между собой. Методология исследования, таким образом, включает в себя компаративный анализ существующих текстов, типологизацию определяющих черт разных направлений кинотерапии и метод синтеза их тезисов, позволяющий обобщить имеющиеся на сегодняшний момент достижения в области использования фильмов в психотерапии.
Термин «кинотерапия», ещё не закрепился (особенно в русскоязычном научном сообществе), уточним, что будем понимать под ней применение профессиональным психологом или психотерапевтом художественных или документальных фильмов в экспериментальной, лечебной, реабилитационной или коррекционной практике.
Среди опубликованных в последние два десятилетия работ наиболее фундаментальным исследованием является диссертация Мишель Ли Пауэлл “Кинотерапия, как клиническое вмешательство: теоретическое обоснование и практическая надёжность” [23]. Исследовательница описывает применение кинотерапии в работе с пожилым клиентом с диагностированным большим депрессивным расстройством, перечисляет различные методики работы с использованием фильмов, обосновывает их действенность, а также приводит данные о применении кинотерапии в ХХ веке. Интересны также описания кейсовых исследований: они опубликованы, например, такими авторами, как Джозеф С. Бирман и Алисса Р. Кригер; Сорина Даниэла Думтраше; Конни Шарп, Дженет В. Смит и Эмикей Коул [12, 15, 25].
Кинематограф, скорее всего, применялся в психотерапии с момента своего возникновения, но использование фильмов наравне с другими способами разнообразить точки зрения на проблему клиента не документировалось как специфический метод. Согласно исследованию Мишель Пауэлл, первое осознанное и структурированное применение кинотерапии произошло на западе в 1946 году в рамках групповой реабилитационной работы с пациентами военных госпиталей. Специально отснятые документальные и художественные фильмы были рассчитаны на идентификацию зрителей с персонажами, целью было обучение офицерского состава ментальной гигиене, групповой формат упрощал работу специалистам. Э. Катц, описавший работу с американскими военными, и Г. Берман, одновременно с ним занимавшийся пациентами с ОКР, отметили неожиданный эффект: кинотерапия оказывала воздействие не только на поведенческом, но и на эмоциональном уровне: пациенты становились спокойнее, внимательнее, общительнее, сами обращались к ситуациям из фильмов, рассуждая о собственных проблемах. Этот опыт заложил фундамент для более системного применения кинотерапии во второй половине ХХ века: в это время большинство исследователей использовали её при работе с подростками и/или с людьми, не имеющими психиатрических диагнозов. Так, К. Дункан, Д. Бек и Р. Гранум использовали фильм “Обычные люди”, чтобы помочь девушкам адаптироваться к жизни в семье после интерната [16], М. Кристи и М. Мак Графу удалось добиться положительного эффекта в реабилитационной терапии одиннадцатилетнего мальчика после суицида его матери [13].
В 1990м году Линда Берг-Кросс и её соавторы в работе “Кинотерапия: теория и применение” присвоили название сформировавшейся группе психотерапевтических техник с применением кино, связали её с библиотерапией и выделили в отдельное направление – кинотерапию [11]. После этого количество задокументированных обращений к ней возросло: судя по опросу, проведённому Г.К. Лампропуло, Н. Казанцисом и Ф.П. Дин в 2004 году среди 827 психотерапевтов, 67% из них применяют кинотерапию, и 88% из них отмечают положительный эффект [19].
В настоящее время кинотерапия, как правило, используется уже структурно и последовательно, с конкретными лечебными или экспериментальными целями, с тщательным подбором списка кинофильмов для конкретного клиента или группы. В 2000е годы создаются ориентированные на определённую аудиторию приблизительные списки предлагаемых к использованию фильмов: так, С.Б. Дермер и Д.Б. Хатчингс собрали фильмы, эффективные для семейной психотерапии [14], Д.С. Бирман – для девушек-подростков [12], Т. Пик и А. Стип – для работы с пожилыми семейными парами [22].
В советской психиатрии кинотерапия как теоретический концепт возникла практически одновременно с работой Катца и Бермана. В 1949 году в Большой медицинской энциклопедии отмечается возможность разработки специализированных программ с определённым психотерапевтическим воздействием после изучения влияния кинематографа на разные категории психически здоровых людей и людей с психиатрическими диагнозами. Первые свидетельства о применении кинотерапии специалистами относятся к реабилитационной работе с детьми, пережившими заключение в концлагерях [4].
Следующие данные относятся уже к 1980м годам: в это время начинают свою деятельность коррекционные логопсихотерапевтические группы Ю. Б. Некрасовой.
Более значительным для России, чем для западной традиции, оказалось возникновение такого направления, как синемалогия, которое было основано Антонио Менегетти и описано им в 1990е годы. Синемалогия стала одним из изводов предложенной Менегетти онтопсихологии, которая за рубежом подверглась серьёзной критике и была названа некоторыми авторами псевдонаукой, а в России после сотрудничества Менегетти с психологами Ленинградской школы (Б. Ломовым, В. Крыловым, Ю. Забродиным) получила широкое признание.
Особенностью кинотерапии до сих пор остаётся разобщённость западной и российской традиций: как будет видно из обзора литературы, сейчас, как и на протяжении ХХ века, учёные за редкими исключениями не осведомлены о деятельности и достижениях друг друга.
В русскоязычной традиции происхождение кинотерапии возводится к психоанализу. Д.В. Босов, пересказывая краткую историю этой методики, пишет о внимании в 1920е-30е годы к фильмам, воспроизводящим “фрейдистскую модель сна”, характеризуемую смещением, сгущением, символизацией и драматизацией, а из более поздних произведений киноискусства называет фильмы И. Бергмана, А. Хичкока, Ф. Феллини и др [4].
О желательности обсуждения просмотренного фильма со специалистом говорит большинство русскоязычных авторов. Особенное внимание уделено этому этапу в работе Е.И. Захаровой и О.А. Карабановой: по их мнению, именно оно способствует успешному усвоению и воспроизведению здоровых паттернов, что согласуется с теорией социального научения А. Бандуры [10].
На сегодняшний день понятие «кинотерапия», не имеет конкретной методологии и относится скорее к общему определению в применении кинематографа в психотерапевтической практике, специалистами разных модальностей, опираясь на теорию и практику тех методов, которыми они владеют. Но тем не менее, за эти годы, разными авторами были созданы отдельные направления с использованием кинематографа в психотерапии на основе авторской методологии:
- Синемалогия – Антонио Менегетти
- Кинотерапия – Гари Соломона
- Фильмотерапия – Берни Вудера
- Кинойога – Тэва Спаркса
- Режиссируемая фильмотерапия – Сергея Красина
- Кинопсихоанализ – Лейлы Сабра
Помимо теоретического обоснования, важной составляющей легитимизации кинотерапии как самостоятельной методики стало появление в различных институциях образовательных программ, после обучения на которых можно получить официальную специализацию кинотерапевта. Программы сертификации предлагают американские центры Bridgeway Counseling, Kelowna College of Professional Counselling и Zur Institute, а в некоторые курсы университетов Луизианы и Алабамы включено обучение кинотерапии. На сегодняшний день, в России, профессиональную переподготовку со специализацией «кинотерапия» и «кинопсихоанализ», проводит «Высшая школа проективной психологии», также существуют отдельные образовательные центры, которые проводят повышения квалификации по кинотерапии.
«Кинопсихоанализ» – является относительно новым направлением в сфере проективной психотерапии, состоящим из семи авторских методов, созданных на основе теории и техники индивидуального и группового психоанализа, где кинематограф и мультипликация применяется в качестве проективного материала.
Об авторе: автором методов является Сабра Л.А. (PhD по психологии). В 1996 г. получила образование по кинорежиссуре, в мастерской Владимира Наумова, затем прошла трёхгодичную программу профессиональной переподготовки по психоанализу в МИП, и сертификационной пятилетний курс Международной программы обучения по «групповому психоанализу». Полученные знания и развитие профессионального опыта, позволили с 2005г. начать проводить эксперименты по созданию новых методов и подходов, интегрирующих психоаналитическую теорию и технику, с кинематографом и мультипликацией. Групповые методы проходили тестирование на базе одной из московских психоневрологических клиник в 2013 г., в работе с пациентами, страдающими нарушением пищевого поведения (анорексия-булимия), а также на базе «Высшей школы проективной психологии», и «Международной Ассоциации психоанализа бизнеса и организаций».
Эффективность методов оценивалась по результатам, которые дали положительную динамику относительно состояния, до и после, на основе применения авторской методики по глубинной психодиагностике «Я-подарок», которая участвовала в научных экспериментах и была описана в рамках диссертационной работы, доказав свою психодиагностическую эффективность, в оценке психоэмоционального состояния и выявлению слепых зон и бессознательных внутренних конфликтов.
В 2019 г. был создан «Центр Кинопсихоанализа», с целью развития «Кинопсихоанализа», в рамках отдельной школы, объединив все наработанные за эти годы методы, в одно направление.
К методам «Кинопсихоанализа» относятся:
- «Психоаналитическая кинотерапия» (индивидуальная и семейная) – этот метод основан на теории психоанализа, с элементами техники семейной терапии, и с использованием техники метода «свободных ассоциаций», которые возникают в результате механизмов проекции, переноса и проективной идентификации, с героями фильмов и сериалов.
- «Групповой анализ фильмов и сериалов» – этот метод основан на теории психоанализа, и на теории и технике «группового психоанализа», где кинематограф выступает в качестве проективного материала, с целью запуска групповой динамики и создания почвы для свободных ассоциаций.
- «Психоаналитическая мульт-терапия» (индивидуальная и семейная) – данный метод основывается на теории психоанализа, теории объектных отношений, теории, трансактного анализа, с применением метода «свободных ассоциаций» и с элементами техники группового психоанализа.
- «Интроективный мультанализ» – этот метод групповой проективной психотерапии ориентирован на работу с внутренними объектами (родительскими интроектами). В основе метода лежит теория «объектных отношений», и теория индивидуального и группового психоанализа. В качестве техники используются элементы «групповой интервизии», и «группового психоанализа».
- «Интроективный киноанализ» – этот метод относится к групповой проективной психотерапии и ориентирован на работу с бессознательными внутренними конфликтами и противоречиями, через исследование бессознательных влечений и потребностей. В основе метода лежит теория «объектных отношений» и теория индивидуального и группового психоанализа, с применением техники групповой интервизии и группового психоанализа.
- «Психодинамический кинотренинг» – этот метод интегрирует в себе теорию и технику индивидуального и группового психоанализа, с теорией и техникой классического тренинга. Метод направлен на осознанную проработку конкретных навыков, где кинематограф используется в качестве проективного материала и “учебного пособия” для психоаналитического разбора и отработки профессиональных и поведенческих навыков – в сфере коммуникации, целеполагания, ораторского мастерства, командообразования, самопрезентации, лидерства.
- «Психоаналитический кинопрактикум» – это обучающий проект, который помогает формировать навык психоаналитического мышления через психоаналитический разбор фильмов и сериалов, освещающих определённые социальные, коммуникативные, и личностные проблемы. “Психоаналитический кинопрактикум” ориентирован на тех, кому может быть полезно в рамках своей профессиональной деятельности овладеть навыками психоаналитического мышления – психологи, врачи, юристы, педагоги, социологи, руководители и т. д….
Преимущество методов кинопсихоанализа в работе с группами, достигается за счет экологического подхода в использовании личного контента участников группы, где не все могут себе позволить делиться опытом тяжелых травматичных переживаний из личной жизни.
Методы кинопсихоанализа, позволяют исследовать вытесненные и подавленные чувства, через проективную идентификацию с героями фильмов и мультфильмов, где анализу и психоаналитическим интерпретациям со стороны ведущего подлежат, не события из личной жизни, а эмоциональный отклик, возникающий у участников на героев и события, в рамках сюжетной линии.
Актуальность в появлении данного направления на рынке психотерапевтических услуг, обусловлено ещё и тем, что мы наблюдаем сегодня тенденцию в развитии регрессивных процессов на уровне эмоций, в рамках социального взаимодействия. Психика современного человека хорошо откликается на разного рода спецэффекты – визуальные и звуковые, но при этом перестает воспринимать язык символов и метафор, что говорит о регрессе на уровень более ранних стадий эмоционального развития. Это как младенец, который реагирует на громкие звуки и яркие картинки, но ещё не способен воспринимать сказки и песни, поскольку у него фрагментированное восприятие реальности, в виде частичных объектов, и он не способен интегрировать и ощущать целостные объекты, поэтому язык символов и метафор для него пока недоступен, а на уровне современной цивилизации – уже недоступен, в отличии от более старшего поколения, воспитывавшихся на культуре с более богатым смысловым и символическом содержанием – но это поколение не вечно.
Технологический прогресс, невольно стал причиной эмоционального регресса личности. Мы наблюдаем регрессивную тенденцию на уровне взаимодействия искусства с обывателем, во всех видах творчества, в том числе в кинематографе и мультипликации. На экране мы видим много визуальных, звуковых и цветовых спецэффектов, но при этом исчезает содержание, оставляющее послевкусие для дальнейшего осмысления на уровне эмоциональных переживаний, по причине того, что эмоциональное восприятие приобрело более примитивным формы, и нуждается больше в «погремушках и ярких цветных картинках», лишенных какого-либо метафорического и символического смысла.
Но благодаря предыдущим поколениям, успевшим накопить за столетие богатое культурное наследие, наполненное метафорическим и символическим смыслом, как в кинематографе, так и в мультипликации, этот материал даёт нам почву для развития эмоционального интеллекта, с помощью методов «кинопсихоанализа».
Заключение:
Итак, как видно из анализа теоретической литературы и публикаций с данными практических исследований, применение кинематографа в целях психотерапии и психокоррекции, достаточно широко и разнообразно. Кинофильмы используются в индивидуальной и групповой работе с людьми разных возрастов, как психически здоровыми, так и имеющими психиатрические диагнозы, но круг противопоказаний необходимо очертить точнее.
Цели работы могут быть диагностическими, реабилитационными, коррекционными, терапевтическими, экспериментальными. Обмен опытом между российской и зарубежной школами значительно поспособствовал бы развитию более структурного подхода относительно развития разных направлений, поскольку в теоретических исследованиях их внимание часто оказывается обращено на разные аспекты, а в практической работе возникают различные нюансы относительно отсутствия единой теоретической и практической базы, что порождает множество авторских теорий, нуждающихся в унификации.
Комментарии
Один из самых распространенных способов манипуляции – манипуляция на чувстве вины.
Добавить комментарий